Прогнозы Федерального агентства водных ресурсов весьма пессимистичны: в областном комитете природных ресурсов и экологии Волгоград News узнал, что «большой воды» от паводка в этом году ждать не стоит. Федеральное ведомство по этому поводу сухим казенным языком заявляет о возможном развитии неблагоприятной гидрологической и водохозяйственной обстановки на территории Волгоградской области. Сброс воды через Волгоградский гидроузел составляет порядка 72,7 кубокилометра. Для сравнения, в 2013 году объем был вдвое больше, в прошлом – чуть более 86 кубокилометров.
Полина Вергун, руководитель областного комитета природных ресурсов, изящно намекает: «В сложившихся условиях крайне проблематично обеспечить население, проживающее на территории Волго-Ахтубинской поймы, водными ресурсами в достаточном количестве». А это значит, что жители этой территории могут испытывать реальную нехватку воды уже в самое ближайшее время. И это малая толика того, что ожидает регион в скором будущем.
Волгоградцев Владимир Савичев называет себя «наблюдателем». На протяжении последних пятнадцати лет бывший учитель географии одной из школ города ведет наблюдения за состоянием самой крупной реки в Европе. Его выводы поддержат многие: на состояние экосистемы региона и благополучия водных ресурсов влияет множество факторов, негативно сказывающихся на состоянии окружающей среды.
В довоенные и послевоенные годы в Советском Союзе вопросам охраны природы практически не уделялось никакого внимания, - рассказывает Владимир Савичев. - не рассматривалась нецелесообразность строительства металлургического, тракторного заводов, химических предприятий на левом, а не правом берегу Волги, где построен и сам город. Сегодня мы пожинаем плоды прошлых лет, жалуясь на смог со стороны завода «Красный Октябрь», на резкий неприятный запах, который ранее распространялся со стороны «Химпрома». Волга сказать не может, но на ее акватории губительно сказываются отходы, сбрасываемые предприятиями. Несмотря на современные коммунальные технологии, добиться 100-процентной очистки сточных вод невозможно. В итоге вода в реке имеет превышение предельных допустимых норм концентрации различных вредных веществ. Бороться с этим бесполезно. Максимум, что делают предприятия -нарушители — оплачивают штрафные санкции в адрес казны государства, но состояние реки при этом не изменяется.
Владимир Савичев считает, что помочь Волге уже ничем нельзя: в определенный момент наступил предел возможностей водной артерии, и сегодня Волга утратила способность к самоочищению и самовосстановлению. Можно ли хоть как-то исправить ситуацию? Эколог заявляет, что незначительную роль может сыграть восстановление малых рек, питающих Волгу. Их в регионе насчитывается свыше двухсот, а общая протяженность — около десяти тысяч километров. Сегодня малые реки Волгоградской области превратились в болота, многие из них получили статус «мертвых». На их берегах не размещают больших производств — для этого у водоема не достаточно ресурсов и возможностей. Вдоль береговых линий, как правило, располагаются автомастерские, мойки для машин, предприятия техобслуживания автотранспорта, гаражные кооперативы и пункты по приему металлов. Воду для своих целей эти «конторы» в буквальном смысле черпают из водоемов. Сюда же сливают и выбрасывают все отходы. Казалось бы мелочь — помыл машину в пункте автосервиса, что на берегу речки Иловли или Камышинке. Но анализы проб воды в этих малых реках показали, что в составе — нефть и нефтепродукты, химические реагенты, токсичные соединения, соли тяжелых металлов, которые течение отправляет дальше. К слову, только в Иловле на берегах одноименной речки, и в Камышиской районе на берегах речки Камышинки, располагаются свыше десятка подобных предприятий. Все они находятся на контроле природоохранной прокуратуры. Но дальше штрафов дело не идет — экологи в этом правы. И в итоге оказывается, что один «моечный» пункт для легковушек представляет реальную угрозу для всего Волжского бассейна.
По словам специалистов облкомприроды, ситуация стала осложняться из-за водохранилищ, появившихся в регионе. Их возведение сильно повлияло на состояние экосистемы реки. С этого момента самая крупная река в Европе начала не только мелеть, но и терять объемы водных и почвенных ресурсов. Резко сократилось количество рыбы, а береговая зона лишилась многих редких растений.
Заместитель волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Руслан Гасанов отметил, что в минувшем году чиновники на самом деле игнорировали выявленные надзорным органом нарушения. К ответственности было привлечено почти 100 глав муниципальных образований, которым указали на свалки и мусорки вдоль береговых линий, их уличили в сокрытии сведений о качестве питьевой воды, они предоставляли неверные сведения о частных предприятиях типа автомоек, расположенных на территории населенных пунктов недалеко от имеющихся водоемов. Однако в рамках действующего российского законодательства природоохранная прокуратура может только констатировать нарушения, но не предотвращать их.