Минрегионразвития РФ опубликовал рейтинг инвестиционной привлекательности, в котором Волгоградская область занимает 70 место из 85. Волгоград News узнал, что контрольно-счетная палата региона провела анализ эффективности реализации областного закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области». Специалисты сравнили положение области с другими субъектами РФ в части поддержки инвесторов, выявили факторы, влияющие на снижение результативности реализации этого закона, а также разработали предложения по перспективам развития в регионе господдержки инвестиционной деятельности и улучшению инвестиционного климата.

Волгоградская область нуждается в привлечении инвестиций, и областная контрольно-счетная палата определила «болевые точки», которые делают регион непривлекательным для потенциальных инвесторов. В их числе явно отстающие от среднероссийского уровня и уровня ЮФО такие социально-экономические показатели, как индексы физического объема валового регионального продукта и промышленного производства, оборот розничной торговли на душу населения, доля автомобильных дорог, отвечающих нормативным требованиям. По сравнению с другими субъектами, для Волгоградской области также характерны наибольшие степень износа основных средств и удельный вес убыточных организаций.

  Деятельность коллегиальных органов, созданных в регионе для проведения политики и действий по улучшению инвестиционного климата, с 2011 года по июль 2014 года практически не осуществлялась. Региональный инвестиционный уполномоченный в Волгоградской области не назначен. Из всех предусмотренных законом форм, а их более десяти, господдержка региональных инвесторов оказывалась только по четырем: в виде предоставления государственных гарантий, пониженных ставок по налогам, льготного размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, и в виде нефинансовых форм поддержки. На момент проведения проверки инвестиционные соглашения с областным правительством на предоставление господдержки заключили 30 инвесторов, реализующих 36 инвестпроектов. Суммарный объем освоенных инвестиций по ним на первое июля прошлого года составил 117,4 миллиарда рублей. Девять инвесторов, воспользовавшихся льготами, ввели в эксплуатацию 12 инвестиционных объектов, создано 449 новых рабочих мест, в консолидированный бюджет Волгоградской области за период с 2011 год по июль 2014 года дополнительно поступило 1,9 млрд. рублей налоговых платежей при объеме выпадающих доходов от предоставления льгот по налогам в размере 1,7 млрд. рублей. Впрочем, несмотря на положительные бюджетный и социальный эффекты от реализации инвестпроектов в указанном периоде, оценить их результат в полной мере станет возможным лишь по завершении срока предоставления льгот.

В КСП отмечают: проверить достоверность представляемой инвесторами информации о результативности инвестпроектов не представляется возможным, поскольку документальное подтверждение данных об объемах поступивших налогов, количестве созданных рабочих мест и других показателях нормативно не предусмотрено. В то же время, как показала проверка КСП, даже законодательно закрепленное условие – при неисполнении инвесторами обязательств по инвестиционному соглашению они лишаются всех предоставленных форм господдержки – на практике не реализуется. Так, 17 инвесторов не выполнили условия соглашений по обеспечению в консолидированный бюджет области налоговых поступлений от реализации инвестпроектов в 2011-2013 годах, однако вопрос о прекращении господдержки и возврате суммы неуплаченных налогов не рассматривался. А по таким инвесторам, как, например, ООО «Волгопромтранс» и ООО «ТопАгро», не выполнившим условия соглашений и воспользовавшимся льготами в сумме 75,7 миллионов рублей, вместо решения вопроса о прекращении господдержки и возврате неуплаченных в виде льгот налогов в бюджет, в условия инвестиционных соглашений вносились изменения с уменьшением плановых показателей за прошедшие периоды.

  В январе 2014 года был принят закон «Об областных парках развития экономической деятельности», но по сей день ни одного такого парка в связи с ограниченными возможностями областного бюджета на территории региона до сих пор не создано. Только 16 процентов из 353-х обозначенных на инвестиционном портале Волгоградской области инвестиционных площадок обеспечены водоснабжением, канализацией, электро- и теплоснабжением. Не созданы в регионе и особые экономические зоны, определенные федеральным законодательством и призванные улучшать инвестиционный климат, поскольку для их резидентов действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности и льготного налогообложения.

  Помимо нехватки бюджетных средств и необеспеченности инженерно-транспортной инфраструктурой для реализации инвестпроектов, негативное влияние на создание условий для инвесторов оказывают административные барьеры в строительстве. Мешают привлечению инвесторов в регион и длительные сроки процедур технологического присоединения объектов к электросетям, а также высокая стоимость присоединения и самой потребляемой инвесторами электроэнергии. По сравниваемым КСП регионам тарифы за пользование электроэнергией и технологическое присоединение к электрическим сетям в Волгоградской области, в основном, более высокие.

Корпорация развития Волгоградской области, призванная стать региональным инструментом, позволяющим решить задачу интеграции инвестиционного потенциала государства и частных инвесторов, пока что не внесла своей лепты в создание благоприятного для прихода инвесторов климата.
В КСП Волгоград News узнал, что в числе мер для привлечения инвесторов оказались нормативное закрепление приоритетности в предоставлении преференций по налогу на прибыль организаций для инвесторов, создающих новое производство и новые рабочие места, а также установление для таких инвесторов льгот по транспортному налогу; корректировка в инвестиционных соглашениях условий, за нарушение которых инвестор может быть лишен государственной поддержки; наделение Корпорации развития Волгоградской области дополнительными инструментами формирования инвестиционной инфраструктуры, утвержденными нормативными правовыми актами Волгоградской области.

 

Пора ли губернатору Бочарову в отставку?